Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Февраль 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728

Архив записей

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика


    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Суббота, 18.05.2024, 18:20
    Приветствую Вас Гость
    Главная | Регистрация | Вход | RSS

    Vidyadhara

    Главная » 2015 » Февраль » 2 » Йога- величайшее учение
    21:57
    Йога- величайшее учение

     Йога величайшее учение, пришедшее из глубокой древности с просторов Индостана, где она пестовалась, развивалась и сохранялась веками, является одной из шести  ортодоксальных философских систем Индии

    Изначально учение йоги передавалось устно, от учителя к ученику, сохраняясь в глубокой тайне от непосвященных. Йога была открыта только для избранных. Так как Знание-

     великая сила и ответственность.

    Одним из первых  источников по йоге, считаются Йога – сутры Патанджали, записанные, где то между 500 и 200 годом до н.э. Здесь йога представлена как единая система, полноценная и гармоничная, ведущая к освобождению, через единение человеческого «я» с Высшим «Я» (Брахманом, Абсолютом, Богом, Природой…)

    К  сожалению сейчас уже несуществует  преемственности учителей идущей от  Патанджали. Но сохранились его бесценные Йога-сутры, на которых строится теоретическая часть  большинства школ. А их существует в мире бесчисленное множество. Теперь йогу преподают даже в фитнес-центрах, как фитнес-йогу и йога-спорт.

    Это имеет свои положительные и отрицательные стороны.

    Большинство современных школ созданных индийскими учителями и их западными учениками, неотличаются полнотой подхода. Все они занимаются развитием своих узких направлений: кундалини-йога, хатха-йога, крийя – йога, лайя-йога, джняна-йога, бхакти-йога …(Раньше все эти направления практиковались  в единой системе обучения, постепенно ведя ученика по Пути йоги, со ступени на ступень, до полной реализации.)

    Есть так же школы, которые только профанируют йогу, превращая её в гимнастику, акробатику, факирство. Либо в гремучую смесь восточной мистики и псевдоэзотерики.

    Первое приводит болезням и страданию тела, а второе к разрушению психики.

             Полный подход в йоге состоит из восьми ступеней, где гармонично задействуются все уровни человека. Каждая  ступень вытекает из другой и закладывает базис для последующих.

      Итак. Первые две ступени это: ЯМА и НИЯМА. Они основа основ для всего учения йоги.

    Без них йога может принести вред. Занимаясь высшими ступенями неосвоив основ, мы уподобляемся  - колоссу на глиняных ногах.

               ЯМА-система пяти запретов , ограничений, приводящих к очищению, освобождению нашего Тела, Речи и Ума от негативных клеш и  тенденций. Точный перевод слова-ЯМА-смерть. Упоминается пять недостатков приводящих к гибели: насилие, ложь, воровство, алчность, распущенность. Чтобы непогибнуть, необходимо изжить их в себе, через практику они должны естественным образом отмереть.

        1. Ахимса – ненасилие, непричинение вреда  себе и другим (часто о себе забывают,  при рассмотрении Ахимсы, рассматривая внешние её стороны).

    Ненасилие Телом-действием, Речью-словом, Умом-мыслью. И Ум первичен. Устойчивому в Ахимсе, никто не причинит вреда и в его присутствии насилие прекращается. (Йога-сутры-2.35).

        2. Сатья – правдивость, отказ ото лжи себе и другим. Ложь, это искажение пространства, времени, энергии…, лжец с  каждой своей ложью всё глубже и глубже запутывается в сетях невежества и иллюзии. Пожалуй, самая тяжкая ложь- это ложь самому себе. Это истинная слепота. Вход в лабиринт с кривыми зеркалами, без выхода.

    Плод Сатьи- исполнение всех слов .(Йога – сутры- 2.36.)

        3.Астея – неворовство, отсутствие стремления к обладанию чужим, к тому, что тебе не принадлежит.  Будь то материальные, интеллектуальные ценности и т.д.

     Корнем воровства является зависть. Природа мудра, она даёт всё что необходимо, что положено. Через Астею мы узнаем, что нам действительно нужно.

     Утвердившийся в Астее  получает все богатства и сокровища. (Йога – сутры 2.37.)

        4. Апариграха -  отказ от принятия даров, освобождение от алчности и жадности. Самодостаточность, умение ценить то, что у тебя есть. Отсутствие стремления к лишнему.

    Алчность бесконечна, за ней мы невидим Себя и теряем Путь. Во всём нужна мера.

    Именно благодаря Апариграхе можно получить ответы на вечные вопросы: кто - я, зачем и куда иду.

    Устойчивость  в Апариграхе приносит знание своего «Я». (Йога – сутры 2.39.)

         5. Брахмачарья – воздержанность, целомудрие. Отказ от сексуальной распущенности. Подчинение низших инстинктов, а также всех функций организма сознательному контролю, что даёт возможность сберечь огромное количество энергии. Брахмачарьей достигается безупречность.

    Устойчивость в Брахмачарье приносит силу и энергию. (Йога – сутры 2.38.)

     

    НИЯМА это 5 предписаний, необходимых для  наработки благих качеств,

    после очищения ЯМОЙ. Природа  «нетерпит» пустоты.

        1. Шауча – чистота Тела, Речи и Ума.

    Тело: предполагает внешнюю и внутреннюю чистоту. Кроме йоговских гигиенических процедур существует ещё - Шаткарма. Это шесть очистительных терапий, освобождающих организм от накопленных ядов и нечистот. Приводя практикующего к полному здоровью (КАК ФИЗИЧЕСКОМУ,  ТАК И ПСИХИЧЕСКОМУ).

    Речь: несквернословить, непустословить, говорить по существу. Стремиться к грамотной, красивой речи. Неосуждать, некритиковать других.

    Ум: основа всех слов и действий. Так как ум человека подобен необъезженному скакуну, то достичь его чистоты очень сложно. Задача йоги состоит в том , чтобы остановить метания ума и привести в спокойное, естественное состояние.

    Утвердившийся в Шауче теряет интерес к факторам загрязняющим. (Йога – сутры 2.42.)

        2. Сантоша – удовлетворённость, жизнелюбие, жизнерадостность, доброжелательность, самодостаточность. Удовлетворённость через всепринятие и любовь, без оценки, без двойственности. Что приводит к устранению причин страдания.  Корень  неудовлетворённости – алчность и жадность. Утверждение сантоши приносит высшее счастье. (Йога – сутры 2.42.)

        3. Тапас – рвение, горение, направленная волевая активность. Самодисциплина. Энергия тапаса, универсальная  «разменная монета» во всех мирах. С помощью тапаса можно достичь всего. Часто под тапасом  понимают только аскетизм,  а это лишь малый аспект, так называемый - чёрный Тапас.

    Тапас выжигает все нечистоты. (Йога – сутры 2.43.)

        4. Свадхяя – самообучение, самоизучение. Умение и стремление учиться, наработка качеств ученика.  Умеющий учиться,  может  научиться нетолько у Учителя и книг, но и у самого Великого, сурового и требовательного Учителя – Жизни. Познавая Единство «Я» и Мира.

    Через свадхяю ученик достигает Джняны (Высшего знания), а через Джняну постигает Бога. (Йога – сутры 2.44.)

         5.  Ишварапранидхарана – преданность и  посвящение всех своих заслуг, дел,  своих Тела, Речи и Ума - Высшему «Я», Богу. Преданность достигается через Бхакти - безусловную любовь (к учителю, Единому, Природе, ко всем живым существам во всех мирах…) Также преданность своей Дхарме (Жизненному Пути), совести. Практике Ишварапранидхараны, посвящены Карма – йога и Бхакти – йога, их плоды достигаются бескорыстным служением и любовью.

    Через Ишварапранидхарану достигается  Самадхи (реализация). (Йога – сутры 2.45.)

         

     АСАНА – третья ступень йоги. Асана - это устойчивая, приятная поза, в которой практикующий может находиться не менее двух, трёх часов. Асаны дают устойчивость, подвижность, гибкость, силу, выносливость и крепкое здоровье. Благодаря Асане, йог подчиняет себе своё тело, делая его совершенным инструментом, для практики высших ступеней  йоги. Асаны являются ключами ко многим психическим состояниям.

     Сколько есть живых существ, столько же есть и Асан. Из сотен тысяч их 84 объяснены Щивой. Эти 84 – выдающиеся Асаны, а 32 из них можно практиковать людям. ( Гхеранда  - самхита 2.1,2) Разные школы дают разные списки, но суть их  всех одна.  Все Асаны имеют своё название. Некоторые получили свои имена в честь растений, насекомых, животных, птиц. Атак же: героев, полубогов, мудрецов, Богов и их Аватар (воплощений).

    Выполняя Асаны ,мы приобщаемся к энергиям всех этих существ и Сущностей, становясь едиными с ними, мы накапливаем силы, качества и заслуги. В Асане все недостатки тела перековываются в достоинства, огнём Тапаса.

     В Асане важно качество, а не количество! Качество приходит с практикой и опытом. Успехи  зависят и  определяются наработками Ямы и Ниямы.

     

    ПРАНАЯМА - контроль над дыханием, а также умение управлять праной - универсальной энергией  жизни и её разновидностями.

     Издревле считалось, что человеческая  жизнь отмерена определённым количеством дыханий. Чем чаще мы дышим, тем ближе к смерти. Пранаяма углубляет дыхание, увеличивая объём легких, при этом уменьшая количество дыхательных движений в минуту. Что значительно продляет жизнь. Пранаяма эффективно излечивает многие заболевания.

     К серьёзной практике пранаямы приступают при достижении  совершенства в Асане. На начальном этапе даётся только полное йоговское дыхание, для постановки правильной механики вдоха и выдоха.

    Пранаяма - это регуляция вдоха, выдоха и задержки. Существует множество разновидностей и модификаций пранаям. Все они изучаются постепенно, осторожно и под контролем учителя. Так как неправильной практикой пранаямы можно полностью разрушить организм.

     Благодаря пранаяме приходит успокоение ума, контроль над эмоциями и чувствами, позволяя достичь следующей ступени йоги – Пратьяхары.

      

    ПРАТЬЯХАРА – отвлечение ума, (сознания, энергии) от внешних объектов. Благодаря пратьяхаре приходит контроль над чувствами и успокоение ума. Практикующий становится Царём над самим собой и готов к  Дхаране.

     

    ДХАРАНА – сосредоточение, концентрация. Удержание ума на одном объекте, задаче, процессе. Дхарана возможна только при добросовестной проработке предыдущих ступеней йоги.

          Виды Дхараны:

    1. Любой внешний объект: природа, живые существа, Планеты, стихии …

    2. Внутренняя: концентрация на разных частях тела, органах, чувствах, состояниях,  дыхании…

    3. На объектах тонких тел: каналы, чакры.

    4. На различных Божествах их качествах. Мантрах, Янтрах.

    5. На своём истинном «Я», Боге.

    Дхарана постепенно углубляясь переходит в Дхьяну.

     

    ДХЬЯНА – медитация, слияние с объектом концентрации.

    Устойчивый, продолжительный поток внимания, направленный на один  и тот же объект. (Йога – сутры 3.2.) Отличие Дхьяны от Дхараны – непрерывность потока ума.

     

    САМАДХИ – высшее состояние в йоге. Единение, растворение, состояние чистого ума.

    В Самадхи поток внимания субъекта сливается с объектом в ЕДИНСТВЕ, в Самадхи. Исчезает любая двойственность. Приходит истинное знание сути вещей. Самадхи вне слов и понятий.

    Единство Дхараны, Дхьяны, Самадхи называется – Самьямой   (интеграция, полнота восприятия). Это полное отождествление с объектом – приносящее познание  его Истинной Природы.  Пребывающий  в Самадхи, является Богом среди людей. Он  Видит мир таким какой он есть, как  единый поток Жизни, Истины и Блаженства.

     Это краткое описание Аштанга Йоги Шри Патанджали.

      В йоге самое важное абхьяса  (постоянная практика), а не философия и теория.

     Только практика приносит драгоценные плоды  опыта.

    Молодые, пожилые, престарелые, даже больные и дряхлые – все достигнут в йоге совершенства, посредством постоянной практики. Успеха достигнет тот, кто занимается, а не тот, кто не занимается. Успеха в йоге нельзя  добиться просто чтением священных текстов. Нельзя его достигнуть ни ношением одежды йога или саньясы, ни разговорами о нём. Лишь в постоянной практике кроется секрет успеха. Истинно, в этом секрет успеха.

    (Хатха Йога Прадипика 1. 64 – 65)

     

    Просмотров: 485 | Добавил: rigdsindordje | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    avatar